Напольные акустика своими руками


Напольные акустика своими руками

Напольные акустика своими руками

Напольные акустика своими руками


Трёхполосная напольная акустика на головках Scan-Speak Автор Крылов Георгий Моя предыдущая трёхполосная система была построена на басовом динамике размером 18см – Scan-Speak 18W/8535. Это хороший НЧ динамик, но из-за его малого размера результирующая чувствительность получается довольно низкой. Посему, необходимо было подобрать головку большего диаметра, с наиболее подходящими параметрами. При тщательном изучении модельного ряда таких производителей как Seas, Scan-Speak выбор пал на достаточно большой динамик. Применение головки размером в 8 дюймов делает АС "взрослой" трёхполосной системой, способной обеспечить звуковое давление во всём частотном диапазоне, достаточное для озвучивания комнаты до 30 квадратных метров.

Вначале я планировал для этой системы ту же середину: Vifa D75MX-41-08, что и в предыдущей конструкции. Поэтому к НЧ динамику предъявлялись повышенные требования: он должен был играть до 1 кГц, иметь высокий показатель Bl/M и ровную АЧХ сверху, чтобы состыковаться с купольным среднечастотником. Таким требованиям удовлетворял динамик Scan-Speak 21W/8554 и также новый динамик SEAS W22NY001 (E0045). Но последний я не смог достать, а Scan-Speak был в наличии. Впоследствии середина была выбрана другая, но НЧ динамик не поменялся. Хоть данная головка и не может дать очень низкого, глубокого баса, зато детальность и артикуляция на высоте, так же как и динамика НЧ секции.

Среднечастотный динамик Scan-Speak 12M/4631G00 относится к серии Revelator. В отличие от своего старшего собрата 15M, 12M имеет неодимовый магнит и меньшую массу подвижной системы. Площадь диффузора у него такая же как у Vifa D75MX-41-08, а ход больше. Поэтому я решил порезать его немного ниже, чем Vifa D75MX-41-08-на 500гц, но потом пришлось поднять раздел до примерно 700 Гц, так как на больших мощностях 12М перегружался и начинал верещать.

Пищалка в новой АС та же, что и в старой – Scan-Speak D2905/9700 - одна из моих любимых пищалок. У нее нет магнитной жидкости в зазоре.

Чертёж корпуса 1>

Чертёж корпуса 2

Чертёж гриля

Вторая колонка, зеркальная.

Я не отличаюсь полетом мысли в плане дизайна корпусов. Главное, чтобы корпус был правильно спроектирован с акустической точки зрения. Предыдущая трёхполосная система имела прямоугольный корпус. Описываемая здесь, отличается только небольшим наклоном передней панели. Дело в том, что центры излучения купольного среднечастотника Vifa D75MX-41-08 и пищалки находились примерно в плоскости установки. Не было дополнительной разности фаз из-за разных глубин центров излучения.

В этой конструкции среднечастотник имеет конусный диффузор, у которого центр лежит в глубине. Поэтому я немного наклонил переднюю панель, чтобы центральный лепесток диаграммы направленности смотрел горизонтально, а не вниз.

Объем НЧ отсека - около 42 литров. Это немного больше, чем просит динамик, но я перестраховался на разброс параметров, а изготовитель корпуса добавил еще 2.5 литра. Поэтому в окончательном варианте настройки пришлось заполнить часть объема песком. Первоначально порт ФИ имел длину 180мм, средний внутренний диаметр -58мм, он был сделан из готового порта, удлиненного бумажной трубой. Впоследствии длина порта стала всего 122мм.

  • Окончательный "грязный" объем НЧ звена - около 37.5 литров.
  • Большие поверхности басового отсека корпуса обклеены герленом.
  • В басовом отсеке есть немного демпфера.
  • Когда я собирал первую версию АС, пришлось обточить на наждаке боковые столярные гайки с усиками крепления басовика. В следующих экземплярах я отказался от винтов и применил шурупы Visaton с головкой под шестигранный ключ.
  • Басовик расположен так, что шестиугольник, образуемый винтами крепления, имеет две вершины на вертикальной оси АС.
  • Объем СЧ-ВЧ отсека заполнен демпфером, кроме пространства, прилегающего к динамику.

Фото корпуса перед сборкой

Фото внутренностей корпуса

Фото собранной АС без гриля

Схема кроссовера

Это последняя версия фильтра. По сравнению с предыдущей в ней изменен кросовер для басового звена, немного повышена частота раздела НЧ-СЧ и изменились некоторые другие номиналы элементов.

И наверху и внизу это акустически Линквитц-Райли второго порядка, что потребовало переполюсовки как снизу, так и сверху. На самом деле, я первоначально сделал два варианта кросовера: свой обычный Линквитц четвертого порядка наверху и второго. Второй поряок играл существенно интереснее, так что - он и остался в конце концов.

Десятиомный резистор R5 параллельно среднечастотнику уменьшает высоту пика импеданса этой головки на резонансе и делает возможным обеспечить спад второго порядка на НЧ с помощью всего одного элемента - конденсатора C2.

В фильтре для басовика тоже стоит два резистора R7 и R8 параллельно головке и возможна установка одноомного резистора R9, который раздемпфирует головку. В случае несколько увеличнного объема ящика это полезно. В принципе, его можно не ставить. Если есть возможность, надо послушать с ним и без него в комнате, где будет стоять АС.

При стыковке этих АС я с ламповым усилителем, R9 не нужен, а перед всем фильтром на входные клеммы АС надо повесить цепочку из последовательно соединенных RCL 5.6 Ом, 0.82 мГн и 56мкФ.

Резистор R1 можно увеличить до 3 Ом, по вкусу, если кажется, что высоких многовато. Так сделал один из владельцев этой АС.

Фото кроссовера в сборе

Кросовер набит конденсаторами Mundorf Suprim, но от одного из них - С3 можно отказаться в пользу обычного МСар. (хотя это не желательно)

Конденсатор С2 наборный из двух десяток и одной 6.8. Можно собрать его из 22 и 3.9 мкФ. Если не хочется тратить больше двухсот евро на одни конденсаторы на среднечастотник, можно поставить МСар, но хорошо слышно, что середина при этом сильно хуже звучит. Кроме того, в фильтре на фото вместо 5.6 мкФ (C4) стоят 4.7 и 1 мкФ впараллель.

График АЧХ пополосно и в сборе + График сопротивления

Некоторого провала на частотах 100-400 Гц, который виден на АЧХ в реальности нет, он получился при измерениях с полметра за счет отражений от пола.

Несмотря на то, что среднечастотник четырехомный, его чувствительности в рабочем диапазоне едва хватило, и бОльшая область совместной работы динамиков при втором порядке по сравнению с четвертым позволила получить большее суммарное звуковое давление на СЧ, чем собственное звуковое давление среднечастотника с фильтром.

Импеданс получился достаточно ровный, так что для лампового усилителя не будет особых проблем, за исключением подъема на частоте 750 Гц. Именно для его компенсации служит упомянутая выше цепочка.

График сопротивления с цепочкой


Источник: http://www.audiomania.ru/content/art-1125.html


Напольные акустика своими руками

Напольные акустика своими руками

Напольные акустика своими руками

Напольные акустика своими руками

Напольные акустика своими руками

Напольные акустика своими руками

Напольные акустика своими руками

Напольные акустика своими руками